|
, , , . . ( , , , , , . ) .
5. Электродвигатели переменного тока
5.1 Измерение сопротивления изоляции
Производится мегаомметром, напряжение которого указано в табл. 5.1. Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции R60" /R15" указаны в табл. 5.1-5.3.
5.2 Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей при решении
вопроса о необходимости сушки
Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже указанных в табл. 5.1-5.3
5.3 Испытание повышенным напряжением промышленной частоты
Значение испытательного напряжения принимается согласно табл. 5.4.
Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.
5.4 П, К. Измерение сопротивления постоянному току
Измерение производится при практически холодном состоянии машины.
5.4.1 Обмотки статора и ротора1
____________________
1 Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.
Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше.
Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных больше чем на 2%.
Таблица 5.1
Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции
Испытуемый элемент |
Вид изме-рения |
Напряжение мегаомметра, В |
Допустимое значение сопротивления изоляции, МОм, и коэффициента абсорбции |
Примечание |
1. Обмотка статора |
П |
2500/1000/ /500** |
В соответствии с указаниями табл. 5 2. |
|
|
К, Т* |
|
Для электродвигателей, находящихся в эксплуатации, допустимые значения сопротивления изоляции R60" и коэффициент абсорбции не нормируются, но должны учитываться при решении вопроса о необходимости их сушки |
В эксплуатации определение коэффициента абсорбции R60"/R15" обязательно только для электродвигателей напряжением выше 3 кВ или мощностью более 1 МВт |
2. Обмотка ротора |
П |
1000 (допускается 500) |
0,2 |
Измерение производится у синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным |
|
К, Т* |
|
- |
ротором на напряжение 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт |
3. Термоиндикаторы с соединительными проводами |
П, К |
250 |
- |
|
4. Подшипники |
П, К |
1000 |
- |
Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше, подшипники которых имеют изоляцию относительно корпуса. Измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах. В эксплуатации измерение производится при ремонтах с выемкой ротора |
* При текущих ремонтах измеряется, если для этого не требуется специально проведения демонтажных работ.
** Сопротивление изоляции измеряется при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно мегаомметром на напряжение 500 В, при номинальном напряжении обмотки свыше 0,5 кВ до 1 кВ - мегаомметром на напряжение 1000 В, а при номинальном напряжении обмотки выше 1 кВ - мегаомметром на напряжение 2500 В.
Таблица 5.2
Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции
для обмоток статора электродвигателей
Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток |
Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора |
|
Значение сопротивления изоляции, МОм |
Значение коэффициента абсорбции R60"/R15" |
1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция |
Согласно условиям включения синхронных генераторов п. 3.2. |
|
2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция |
При температуре 10-30°С сопротивление изоляции не ниже десяти мегаом на киловольт номинального линейного напряжения |
Не менее 1,3 при температуре 10-30°С |
3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением свыше 1 кВ |
Не ниже значений, указанных в табл. 5.3 |
Не ниже 1,2 |
4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность менее 1 МВт, кроме указанных в п. 3 |
Не ниже значений, указанных в табл. 5.3. |
- |
5. Напряжение ниже 1 кВ, все виды изоляции |
Не ниже 1,0 МОм при температуре 10-30°С |
- |
Таблица 5.3
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 5.2, пп. 3 и 4)
Температура обмотки, °С |
Сопротивление изоляции R60", МОм,
при номинальном напряжении обмотки, кВ |
|
3-3,15 |
6-6,3 |
10-10,5 |
10 |
30 |
60 |
100 |
20 |
20 |
40 |
70 |
30 |
15 |
30 |
50 |
40 |
10 |
20 |
35 |
50 |
7 |
15 |
25 |
60 |
5 |
10 |
17 |
75 |
3 |
6 |
10 |
Таблица 5.4
Испытательные напряжения промышленной частоты для обмоток
электродвигателя переменного тока
Испытуемый элемент |
Вид испы-тания |
Мощность электродвигателя, кВт |
Номинальное напряжение электродвигателя, кВ |
Испытательное напряжение, кВ |
1. Обмотка статора*** |
П |
Менее 1,0 |
Ниже 0,1 |
0,8 (2Uном+0,5) |
|
|
От 1,0 и до 1000 |
Ниже 0,1 |
0,8 (2Uном+1) |
|
|
|
Выше 0,1 |
0,8 (2Uном+1), но не менее 1,2 |
|
|
От 1000 и более |
До 3,3 включительно |
0,8 (2Uном+1) |
|
|
От 1000 и более |
Свыше 3,3 до 6,6 включительно |
0,8·2,5Uном |
|
|
От 1000 и более |
Свыше 6,6 |
0,8 (Uном+3) |
|
К |
40 и более, а также |
0,4 и ниже |
1,0 |
|
|
электродвигатели |
0,5 |
1,5 |
|
|
ответственных |
0,66 |
1,7 |
|
|
механизмов* |
2,0 |
4,0 |
|
|
|
3,0 |
5,0 |
|
|
|
6,0 |
10,0 |
|
|
|
10,0 |
16,0 |
|
|
Менее 40 |
0,66 и ниже |
1,0 |
2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, |
П |
- |
- |
8-кратное Uном системы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8 |
замкнутой на резистор или источник питания*** |
К |
- |
- |
1,0 |
3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором*** |
П, К |
- |
- |
1,5Uр**, но не менее 1,0 |
4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей |
П, К |
- |
- |
2,0 |
5. Реостаты и пускорегулировочные резисторы |
П, К |
- |
- |
1,5Uр**, но не менее 1,0 |
* Испытание необходимо производить при капитальном ремонте (без смены обмоток) тотчас после останова электродвигателя до его очистки от загрязнения.
** Uр - напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и полном напряжении на статоре.
*** С разрешения технического руководителя предприятия испытание двигателей напряжением до 1000 В при вводе в эксплуатацию может не производиться.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.4.2 Реостаты и пускорегулировочные резисторы
Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.
Значения сопротивлений не должны отличаться от исходных значений больше чем на 10%.
При капитальном ремонте проверяется целостность цепей.
5.5 П, К. Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статора
Измерение зазоров должно производиться, если позволяет конструкция электродвигателя. При этом у электродвигателей мощностью 100 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками и подшипниками скольжения величины воздушных зазоров в местах, расположенных по окружности ротора и сдвинутых друг относительно друга на угол 90°, или в местах, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться больше чем на 10% от среднего значения.
5.6 П, К. Измерение зазоров в подшипниках скольжения
Увеличение зазоров в подшипниках скольжения более значений, приведенных в табл. 5.5, указывает на необходимость перезаливки вкладыша.
Таблица 5.5
Допустимые величины зазоров в подшипниках скольжения электродвигателя
Номинальный диаметр вала, мм |
Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин |
|
До 1000 |
От 1000 до 1500 (включительно) |
Свыше 1500 |
18-30 |
0,04-0,093 |
0,06-0,13 |
0,14-0,28 |
31-50 |
0,05-0,112 |
0,075-0,16 |
0,17-0,34 |
51-80 |
0,065-0,135 |
0,095-0,195 |
0,2-0,4 |
81-120 |
0,08-0,16 |
0,12-0,235 |
0,23-0,46 |
121-180 |
0,10-0,195 |
0,15-0,285 |
0,26-0,53 |
181-260 |
0,12-0,225 |
0,18-0,3 |
0,3-0,6 |
261-360 |
0,14-0,25 |
0,21-0,38 |
0,34-0,68 |
361-600 |
0,17-0,305 |
0,25-0,44 |
0,38-0,76 |
5.7 П, К. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу
или с ненагруженным механизмом
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше. Значение тока ХХ для вновь вводимых электродвигателей не нормируется.
Значение тока XX после капитального ремонта электродвигателя не должно отличаться больше чем на 10% от значения тока, измеренного перед его ремонтом, при одинаковом напряжении на выводах статора.
Продолжительность проверки электродвигателей должна быть не менее 1 ч.
5.8 П, К, М. Измерение вибрации подшипников электродвигателя
Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, а также у всех электродвигателей ответственных механизмов.
Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратическое значение виброскорости или размах вибросмещений), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.
При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна быть выше следующих значений:
Синхронная частота вращения, об/мин |
3000 |
1500 |
1000 |
750 и менее |
Вибрация подшипников, мкм |
30 |
60 |
80 |
95 |
Периодичность измерений вибрации узлов ответственных механизмов в межремонтный период должна быть установлена по графику, утвержденному техническим руководителем электростанции.
5.9 П, К. Измерение разбега ротора в осевом направлении
Измерение производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег ротора двигателя, не соединенного с механизмом, зависит от конструкции двигателя, приводится в технической документации на двигатель и должен составлять от 2 до 4 мм на сторону от нейтрального положения1, определяемого действием магнитного поля при вращении ротора в установившемся режиме и фиксируемого меткой на валу.
Разбег ротора проверяется при капитальном ремонте у электродвигателей ответственных механизмов или в случае выемки ротора.
__________________
1 Если в инструкции по эксплуатации не оговорена другая норма.
5.10 П, К. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой
Проверка производится при неизменной мощности, потребляемой электродвигателем из сети не менее 50% номинальной, и при соответствующей установившейся температуре обмоток. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.
5.11 П, К. Гидравлическое испытание воздухоохладителя
Испытание производится избыточным давлением 0,2-0,25 МПа в течение 5-10 мин, если отсутствуют другие указания завода-изготовителя.
5.12 К, М. Проверка исправности стержней короткозамкнутых роторов
Проверка производится у асинхронных электродвигателей при капитальных ремонтах осмотром вынутого ротора или специальными испытаниями, а в процессе эксплуатации по мере необходимости - по пульсациям рабочего или пускового тока статора.
5.13 Испытание возбудителей
Испытание возбудителей производится у синхронных электродвигателей в соответствии с указаниями раздела 32.
, , , . . ( , , , , , . ) .
|
|